Готов ли ребёнок к школе? | BABYER Magazine

Образование и воспитание

Готов ли ребёнок к школе?

Тема школы для нас, родителей, является одной из самых животрепещущих и занимает одно из важных мест в нашем постоянном круговороте жизненных задач. Особенно сейчас, в начале весны, когда во всех общеобразовательных заведениях начинаются тестирования будущих школьников. Многие из нас уже прошли этот нелёгкий путь и определились с немаловажным вопросом: во сколько же лет отдать ребёнка в школу – в шесть или семь? Большинству родителей ещё предстоит сделать свой нелёгкий выбор. Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей, поэтому давайте тщательно в нём разберёмся.



Как же правильно определить готовность ребёнка к школе?

Когда говорят о готовности ребёнка к школе, то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определённый набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Итак, готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих.

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребёнка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребёнок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса. Это общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек шести-семилетнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определённый уровень сформированной готовности: общей осведомлённости и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляции деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи. Именно психологическая готовность является одной из главных составляющих готовности к школьному обучению.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать своё поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Ребёнок должен уметь ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребёнка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера, а также уметь общаться со взрослым собеседником. Кроме того, ребёнок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, родители, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребёнка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это очередную новую игрушку.


Учитывая тот факт, что ребёнок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы смогут сами определить форму готовности своего ребёнка к школьному обучению. Однако, прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определённых правилах: 

1) все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке в форме игры или какой-либо повседневной деятельности; 

2) не стоит говорить ребёнку, что вы собираетесь его проверять, – он замкнётся или будет слишком напряжён; 

3) это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени.

Не торопите ни его, ни себя. Дети в возрасте шести-семи лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.


Что же должен уметь ребёнок в 6–7 лет:

  • ВНИМАНИЕ – выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5–6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8–10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • ПАМЯТЬ – запоминать 8–10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3–4 предложений.
  • МЫШЛЕНИЕ – определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9–10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • МАТЕМАТИКА – называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ – правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта – не менее чем из 6–7 предложений; составлять предложения из 5–6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ – называть своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, родины; последовательность времён года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

Дорогие родители, чтобы ваш ребёнок с радостью пошёл в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учёба была успешной и продуктивной, используйте следующие рекомендации: тренируйте память, внимание ребёнка; уделяйте внимание развитию логики, моторики, восприятия и усидчивости; используйте общие развивающие упражнения; проводите занятия в игровой форме.

Если с готовностью к школе более или менее понятно, то вот с тестированием, которое обязательно для всех будущих первоклассников, – как-то не очень. Этот вопрос каждый год вызывает ажиотаж на «мамских» форумах. Мамы будущих школьников хотят точно знать, что ждёт их в школах, которые они наметили для ребёнка. Несмотря на волнения, которые вызывает эта тема, не стоит бояться тестирований перед первым классом. И не нужно настраивать ребёнка на борьбу и сложности. Это лишь поднимет его уровень тревожности, но не поможет ему сконцентрироваться и проявить себя. Тестирование проводят не для того, чтобы отсеять вашего ребёнка по конкурсу, а чтобы посмотреть, насколько он готов учиться в школьном режиме или ему это пока будет трудно и стоит ещё годик побыть в детском саду. Если ребёнок поступает в школу, к которой приписан по месту жительства, вам не могут отказать в зачислении на основании результатов тестирования. Единственная причина для отказа – отсутствие свободных мест. В этом случае преимущество будет у тех детей, чьи родители подали заявление на приём раньше. Тестирование проводит будущий классный руководитель вашего ребёнка вместе со школьным психологом. Существует определённый перечень вопросов, на которые они попросят ответить как малыша, так и самих родителей. И, проанализировав все ответы, порекомендуют вам, как подготовить ребёнка к началу обучения, с какими специалистами (психолог, логопед, психоневролог) проконсультироваться и т. д.


ПРИМЕР ТЕСТОВ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Тест №1. Общие сведения. Ребёнок должен уметь связно рассказать о себе, используя вопросы учителя (назвать своё имя и фамилию; назвать свою полную дату рождения; назвать полный домашний адрес (улицу, город, область, страну); назвать полные имена родителей, их возраст, сферу деятельности; назвать братьев и сестёр, если такие есть, их возраст и род деятельности (школьники, дошкольники и т. д.).

Тест №2. Общие знания. Вопросы этого теста позволяют учителю оценить общий уровень знаний ребёнка (назвать дни недели, месяцы, времена года или выборочно месяцы конкретного времени года, части суток; назвать по пять имён мальчиков и девочек (отдельно); назвать известные ребёнку музыкальные инструменты и т. д.).

Тест №3. Математические знания и ориентация в пространстве. Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень математических знаний ребёнка и то, как он умеет ориентироваться в пространстве.

Тест №4. Грамота и развитие речи. Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития речи ребёнка и его грамматические знания (уметь отличать гласные звуки от согласных; уметь отличать твёрдые от мягких звуков; рассказать стихотворение; уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку и т. д.).

Тест №5. Логика и внимание. Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития внимания и логики у ребёнка (уметь выбрать лишний предмет из общего количества предложенных и объяснить свой выбор; найти отличия на предложенных картинках; выполнить определённую последовательность из трёх-пяти действий, которую предложит учитель, и т. д.).

Родителей могут спрашивать о характере ребёнка, его коммуникабельности, личных пристрастиях, медицинских показателях, взаимоотношениях в семье.

Важен будет, конечно, настрой родителей и ребёнка на организацию учебного процесса и появление его в их жизни. Поэтому будьте максимально спокойны. Ваша взволнованность может передаться ребёнку, и он тоже начнёт переживать. И помните, главное правило для родителей дошкольников состоит в том, чтобы привить ребёнку интерес к получению новых знаний, научить его не бояться плохих оценок и находить общий язык с одноклассниками, ведь для вас он всегда был и будет самым лучшим и любимым!