В ритме лета | BABYER Magazine

Психология и отношения

В ритме лета

В бешеном ритме жизни больших городов родителям зачастую так сложно бывает создать детям свободное  детство, в  котором присутствует много естественной спонтанной деятельности. Однако не стоит забывать о  том, что только через игру и  взаимодействие с  миром ребёнок познаёт окружающий мир, его связи и  закономерности.  Игра является для него «батарейкой» и  надёжной основой для раскрытия его внутреннего потенциала.

Лето означает, что у нас появляется наконец пространство, свободное от детского сада, школы и работы, свободное от многих «надо» в нашей жизни. Во многом истинная игра вытеснена работой, целями и задачами, ожиданиями результата и жёсткими планами. По правде, игра часто считается чем-то пустым и легкомысленным, и поэтому время для игры заняли более «важные» вещи, которые «должны» быть сделаны. Ниже вашему вниманию представлен список самых творческих, простых, но в то же время очень полезных и интересных детских активностей в виде игры, которым приятнее всего предаться всей семьёй в жаркий летний денёк!


Развлечения с водой

Вода и всё, что с ней связано, возглавляют хит-парад любимых детских летних игр И не зря! Ведь стимуляция ощущений, идущих от кожи в мозг, благотворно влияет на нейродинамику головного мозга и на общее развитие в целом. Во время пляжного отдыха предлагать ребёнку как можно больше плавать и взаимодействовать с водой, зарываться в песок и пытаться из него выбраться, выкладывать дорожку из горячих камушков по всему телу, а также ходить и бегать по ним босыми ножками. Не забываем про разви-тие мелкой моторики, которая положительно влияет на когнитивные функции, интеллектуальное развитие и речь. Для малышей: собирать мелкие камушки или ракушки — и ни в коем случае не всей ладошкой, а пальчиками. Детям постарше можно предложить строить песочные замки или пирамиды из камней разных размеров и форм — играя, ребёнок учится следовать правилам, тренирует концентрацию внимания и усидчивость, развивает координацию и умение выложить последовательный ряд.


Физическая активность

Лучшая развивающая среда — это та сре-да, в которой ребёнок проявляет спон-танную двигательную активность. Желательно, чтобы ребёнок как можно больше где-то лазил, карабкался, балансировал, преодолевал препятствия, кружился, на-прягался и расслаблялся, что-то тащил, кидал, бегал и прыгал. Любое утяжелённое действие повышает мышечный тонус, что является залогом хорошего ощущения своего тела. Попросите ребёнка принести вам пару ведёрок с  морской водой или песком, повозить коляску с  младшим братиком или сестрёнкой, полить цветы из лейки, нажать рычаг водяной колонки на даче — летом на природе всегда огромное количество полезных активностей, которые может осуществить ребёнок. Они вокруг нас — нужно просто оглянуться и внимательно посмотреть по сторонам!


Игра с мячом

Важно, чтобы мячи были разного размера, веса и фактуры. Что получаем помимо весёлого времяпрепровождения? Развитие координации, скорости реакции, улучшение концентрации внимания и умение следить глазами, способность сохранять и контролировать равновесие, думать наперёд и просчитывать варианты исхода событий (долгосрочное планирование). На первый взгляд кажется, что это просто, но на самом деле в процессе бросания и ловли мяча задействована серьёзная работа головного мозга, поэтому данная деятельность прямо показана детям, у которых есть трудности в поведении, речи и обучении.


Рисование без границ

Лето  — лучшее время для того, чтобы дать ребёнку полную свободу творческого самовыражения: можно рисовать огромные картины мелками на асфальте или раскрашивать камушки на пляже разноцветными красками, а вместо кистей использовать всё, что душе угодно: собственные пальцы, нос и  щёки, веточки с листочками, фрукты или овощи. Необычное рисование, помимо того что действует на нервную систему как естественный релаксант, имеет так называемый ах-эффект, благодаря которому в головном мозге образуется большое количество новых нейронных связей, которые в свою очередь естественным образом пробуждают природный интерес и мотивацию ребёнка к творчеству и познанию.

Агро- и анималотерапия Поливать помидоры у бабушки на даче или ухаживать за соседской кошкой и одновременно совершенствовать свою эмоционально-волевую сферу и  мотивационный настрой? Запросто! Взаимодействие с флорой и фауной воспитывает эмпатию и чувство ответственности, а также развивает социальные, интеллектуальные, эмоциональные и физические навыки посредством взаимодействия с  окружающей средой. К  тому же этот процесс положительно влияет на процессы становления и развития высших корковых функций: памяти, внимания и мышления. Поэтому, когда ваш ребёнок в очередной раз захочет погладить проходящего мимо щенка или посадить косточку авокадо на подоконнике — поддержите полезную инициативу маленького человека!

«А как же специальные обучающие гаджеты и новомодные развивающие пособия и методики?» — спросят некоторые родители. А они и не понадобятся. Лето на то и лето, чтобы оставить за спиной всё лишнее, взять за руку своего ребёнка и отправиться вместе открывать друг для друга этот потрясающий мир. И с удивлением обнаружить, что для нормального развития ребёнка не нужно ничего особенного. Лишь обеспечить безопасную среду и не мешать: пробовать, допускать ошибки и учиться на них, играть и получать новый опыт, свободный от последствий. В этой безопасной свободе ребёнок и взрослеет. Ведь развитие происходит из точки покоя!

Меседу Булач — психолог, специалист в области детско-родительских отношений и сенсорной интеграции, автор онлайн-клуба поддержки материнства Beside Me.